Подбор нянь, гувернанток, личных водителей, домработниц

Уход за ребенком от 0 до 1 года

Уход за ребенком от 0 до 1 года

Посмотрите только, как этот беззащитный комочек в пеленках всего за год вырастает в личность с собственными привычками и желаниями, твердо стоящую на пухлых ножках! Мы опишем этапы развития малыша месяц за месяцем.
Только помните: каждый ребенок развивается по-своему, волноваться и торопить его, сравнивая с другими детишками – просто бессмысленно.

1-2 месяца

Итак, новорожденный ребенок. Движения пока непроизвольны, но со временем малыш научится управлять своими мышцами и это пройдет.
Ну, а пока – несколько безусловных, врожденных рефлексов младенца:

  • Прикоснитесь ко рту или щечке ребенка, и он раскроет ротик, даже не испытывая при этом голод. Это – рефлекс поиска груди.
  • Постоянное движение. Предоставьте малышу возможность дрыгать ручками и ножками в свое удовольствие в часы бодрствования. Некоторые дети не могут уснуть или будят себя непроизвольными движениями – попробуйте не туго спеленать такого малыша перед сном (возможно, он будет спать спокойнее).
  • Кулачки – вложите палец или продолговатый предмет в ручку крохи, и кулачки сожмутся. Это – хватательный рефлекс.
  • Дрожь – многие младенцы временами начинают дрожать, особенно конечностями и подбородком.
  • Шаги – если, удерживая ребенка вертикально, вы поставите его ступни на твердую поверхность, он рефлекторно переступит ножками, словно пытаясь сделать первые шаги.
  • Произвольные движения – свидетельство роста и развития мозга. Впервые появляются к концу первого месяца жизни.
  • Малыш поворачивает голову из стороны в сторону; лежа на животике, пытается приподнять ее на несколько секунд.
  • Меняйте позу новорожденного – на спинке, на боку, на животике (только в часы бодрствования). Каждая из этих поз стимулирует развитие определенных навыков.
Прикосновения: тесный контакт с мамой (или тем, кто ее подменяет) необходимы для обретения малышом чувства уверенности в мире вокруг и доверия к окружающим.
  • Обнимайте и ласково дотрагивайтесь до своего крохи – как можно чаще.
  • Смело берите его на руки всякий раз, когда малыш плачет. В первые месяцы жизни не существует ни капризов, ни чрезмерного баловства.
  • Во время кормления раздевайте ребенка (особенно в теплую погоду), чтобы малыш мог ощущать тельцем прикосновение вашей кожи (маминых рук, груди, живота).
  • Как можно больше времени проводите с ребенком и носите его на себе в «гнездышке», выполняя работу по дому.
Зрение: новорожденный способен видеть на расстоянии до 40 см уже в день появления на свет.
  • Всякий раз, ухаживая и общаясь с малышом, вступайте с ним и в зрительный контакт – пусть видит мамино и папино лицо и учится узнавать родителей.
  • В кроватке или коляске установите перед глазами ребенка яркие, контрастные картинки. На первых порах лучше всего воспринимаются черно-белые графические изображения.
  • Подвесьте вертушку-мобайл перед личиком ребенка – он сможет фиксировать на игрушке взгляд (недолго, всего несколько мгновений).
  • Покажите своему крохе разнообразие мира вокруг – помещайте его в манежик, на ковер, в автомобильную люльку-качалку, на прогулке вынимайте его из коляски, а лучше – носите его в специальной сумке-гнездышке на себе.
  • Не перестарайтесь со зрительными раздражителями – избыточная стимуляция приводит к потере интереса.
Слух: ребенок слышит голоса еще в матке.
  • Говорите с ним, желательно нежным голосом. Почаще называйте малыша по имени.
  • Со второго месяца младенец учится общению, начинает реагировать на ваши слова, обращенные к нему. К концу первого месяца ждите первой улыбки. Поощряйте улыбки и звуки, которые издает ваша кроха – так закладываются основы человеческого общения.
  • Давайте малышу слушать приятные, классические мелодии (существуют специально обработанные для младенцев диски и кассеты).
  • Обратите внимание: ребенок пугается резкого или внезапного шума.

3-4 месяца

Ваш малыш узнает знакомые лица!

  • Ребенок явно знает, кто его мама – и чаще всего встречает ее улыбкой. Он узнает и других близких членов семьи.
  • Подносите его к зеркалу – малыш рад изображению и всегда с интересом его рассматривает.
  • Ребенка интересуют новые люди, он с удовольствием рассматривает новые лица.
  • Первый смех – иногда он звучит странно, тем не менее, это настоящий смех.
Движения и позы: в этом возрасте особенно полезно выкладывать малыша на животик – это стимулирует развитие шейных мышц, мышц плечевого пояса и спины. В положении на спинке ребенок получает возможность общаться с окружающим миром и развивать координацию движений.
  • Поощряйте ребенка лежать (но не спать) на животике – многие дети недолюбливают эту позу, так как лишаются возможности обзора. Учтите это и предоставьте крохе рассматривать игрушки, мамино лицо и другие объекты, видные из положения «лежа на животике».
  • Когда малыш лежит на спинке, позвольте ему свободно играть собственными ручками и разглядывать их. Очень важно дать ребенку возможность тянуть ручки в ротик. Развесьте на расстоянии вытянутой детской руки вертушки-мобайлы или яркие игрушки, можно ставить малышу детскую «гимназию» – раму с игрушками, зеркальцами, погремушками. Обратите внимание – ребенок этого возраста пока не умеет хватать игрушки, но может задевать их, размахивая руками. Так развивается координация движений и мелкая моторика.
Тактильные ощущения: ребенок учится пробовать предметы на ощупь и «на зубок» – гладкие и шершавые, мягкие и твердые.
  • Предоставьте малышу безопасные и разнообразные игрушки – разных цветов, из разных материалов, издающие различные звуки.
  • Позвольте ему тянуть игрушки в рот.
  • Подвяжите всевозможные игрушки к ленте, протянутой между стенок кроватки или манежа – чтобы малыш мог достать их вытянутой рукой.
Речь: первые слоги
  • Поощряйте «гуление» вашей крохи. Подражайте произносимым малышом звукам.
  • Разговаривайте с ребенком (неважно, о чем), находясь с ним в зрительном контакте.
Игра: к 4-м месяцам малыш с удовольствием участвует в игре.
  • Любые предметы, которые можно зажать в руке и трясти ими – приветствуются.
  • Положите малыша на большой надувной мяч и перекатывайте его, придерживая. Прекрасно развивает чувство равновесия.
  • «Ку-ку» – прячьте лицо за спинку кроватки или закрывайте его полотенцем, приговаривая: «Где мама? А вот она – ку-ку!».
  • «Идет коза рогатая» и ей подобные «щекоталки».
  • Шарики из пряжи (помпоны) и короткие (не более 10 см) ниточки доставят крохе много радости. Внимание! Игры с нитками требуют присмотра взрослого.

5-6 месяцев
Общение: ребенок становится общительным. Он не любит оставаться в одиночестве, радуется знакомым лицам, но недолюбливает незнакомцев.
  • Зовите малыша как можно чаще по имени.
  • Разговаривайте с ним из соседней комнаты.
  • Протягивайте к малышу руки.
  • Смотрите с ним телепередачи и видеокассеты для малышей (недолго).
  • Поддерживайте «беседу», которую заводит малыш.
  • Называйте окружающие предметы их именами (избегайте слишком сложных слов). Предварительно убедитесь, что ребенок рассматривает называемый предмет.
Двигательные навыки: ваш человечек уже кое-что умеет.
  • Ребенок в состоянии дотянуться и схватить игрушку сознательно.
  • Лежа на животе, малыш размахивает руками, отталкивается ногами, перекатывается с боку на бок.
  • Освоена вся территории кроватки. Обеспечьте ребенку пространство для отработки двигательных навыков, разложите вокруг игрушки. В этом возрасте наиболее безопасно выкладывать малыша на ковер (или на одеяло).
  • Лежа на животе, малыш полностью отжимается от поверхности, опираясь на руки.
  • Если протянуть малышу пальцы, он ухватится за них и попытается сесть. К полугоду ребенок часто может просидеть без поддержки несколько минут – а значит, его можно ненадолго усаживать в детский стульчик.
  • Осваивается переворот с живота на спину. Стимулируйте этот навык, привлекая внимание ребенка яркой игрушкой, положенной сбоку от лежащего на животе малыша. Немного позже большинство малышей осваивает переворот со спины на живот.
  • И, наконец, к полугоду многие дети сидят самостоятельно.
  • Часто в этом возрасте появляется первый зубик. А значит, нужно начинать гигиенический уход за ним – сначала просто при помощи влажной марлевой салфетки, намотанной на мамин или папин палец.
Игры: к полугоду игра обретает особое значение.
  • «Тяни-толкай» – детишки обожают тянуть все, до чего дотянутся (в том числе и волосы родителей).
  • Кубики – яркие, небольшие (по размеру детской ручки), лучше – деревянные.
  • Безопасные предметы домашнего обихода – пластиковые коробочки, ложки, крышки от посуды.
  • Очень хороши надувные мячи и валики, на которых можно катать малыша, а можно и предоставить ему самому толкать их.
  • Питание: переход к более твердой пище, жевательные навыки.
  • Первым признаком готовности малыша к изменениям рациона служит его интерес к вашей еде.
  • Помимо фруктовых пюре и кашек, желательно приучать малыша к твердой пище. Дайте ему в ручку детское печенье или сухарик (только под вашим присмотром!).
  • Каждое новое блюдо вводите постепенно, ежедневно увеличивая его порцию. Не смешивайте два новых продукта, чтобы убедиться в отсутствии аллергии на них.

7-8 месяцев
Общение: круг знакомств расширяется. Нашему малышу интересно все!
  • Как можно больше разговаривайте с ребенком, пойте ему песенки, называйте и обыгрывайте названия частей его тела.
  • Ребенок начинает бояться чужих, но хорошо знает «своих» – причем к этой категории теперь относятся не только члены семьи, но и те, с кем ребенок видится время от времени.
Речь и слух: малыш постигает связь между предметом и названием.
  • Развивайте слух своего крохи – пусть слышит как можно больше разнообразных звуков.
  • Поощряйте его повторять за вами слоги и одно-двусложные слова.
  • Это возраст, когда малыш обожает издавать очень громкие звуки и наслаждаться ими. Говорите с ним по-разному: громко и тихо, быстро и медленно.
  • Увы! Слоги «п-па» и «м-ма» пока никак не связываются с вами.
Движение: великое нашествие начинается.
  • Большинство детей к началу 9-го месяца овладевают сложным искусством передвижения на четвереньках. Перечислить все виды ползания невозможно, настолько изобретательны в них наши дети. Предоставьте малышу место и возможность оттачивать новый навык.
  • Пусть забирается под столы, стулья и в горы подушек.
  • Можно попробовать предложить малышу «ходунки».
  • Некоторые дети только в этом возрасте учатся сидеть. Кстати – ползают тоже далеко не все младенцы. Некоторые сразу начинают ходить, а до тех пор ограничиваются умением сидеть. Это вполне нормально.
Боязнь посторонних и страх разлуки с родителями достигают пика.
  • Не мешайте ребенку уползать в другую комнату, если он сам этого хочет.
  • Не заставляйте его насильно общаться с чужими людьми, пусть строит отношения с ними самостоятельно.
  • Не бойтесь того, что малыш растет слишком зависимым от вас. Своей близостью вы закладываете основу его будущей уверенности в себе и высокой самооценки.
Питание: малыш учится есть самостоятельно.
  • Позвольте ребенку пытаться поднести пищу ко рту, даже если у него ничего не выходит.
  • Чтобы приучить малыша к чашке, попробуйте для начала поить его из ложечки. Затем купите специальную детскую чашку-непроливайку или насадку на бутылочку.
  • Дайте во время еды малышу в руки ложку.
  • Называйте блюда, продукты, и их свойства: горячее, сладкое и т.д.
  • В этом возрасте можно добавить к рациону малыша мясные продукты в виде тефтелей или протертых супов.
9-10 месяцев
Общение: любой знакомый взрослый, желающий поиграть или поговорить с нашей крохой – желанный гость.
  • Усаживайте малыша за общий стол. Давайте ему пробовать еду с вашей тарелки. Берите ребенка с собой в гости – это поощряет его общительность.
  • Играйте с ним в мячик – лучше всего выбрать тканевый, который легко держать. Катайте мяч к ребенку (сидя с ним на полу), но не переживайте, если он не ответит тем же.
  • Посадите малыша перед зеркалом, пусть пытается «схватить» свое изображение. Сядьте с ним рядом – это потрясет и обрадует ребенка.
  • Танцуйте вместе, держа кроху на руках.
Всепобеждающее любопытство: все на свете интересно.
  • Играйте в прятки. Прячьте самого малыша, накрывая его полотенцем. Прячьте от него предметы под тканью или за непрозрачным предметом – пусть найдет и обрадуется.
  • Учите малыша находить взглядом лампочку. Через некоторое время на вопрос: «Где лампочка?» он научится смотреть на нее. Покажите ребенку, как включается и выключается свет.
  • Ключи – любимая игрушка. Соберите для ребенка связку старых ключей на большом и удобном для детской ручки кольце.
  • Рассматривайте картинки в книгах, называя изображенные предметы вслух.
Движение: попытки встать.
  • Ваш дом стал небезопасным – уберите вне зоны досягаемости стоящего малыша все опасные предметы. Вместе с тем не ограничивайте свободы передвижения, ребенку это необходимо.
  • Помогайте ребенку стоять, держась за ваши пальцы.
  • Если малыш уже способен, помогите ему сделать несколько шагов, держа его за ручки. Иногда в этом возрасте дети делают первые шаги, но это довольно редкое явление.
Проворные ручки: развитие кисти.
  • Пришло время для первых пальчиковых игр.
  • Позвольте малышу пользоваться обеими руками – в этом возрасте трудно определить доминирующую руку.
  • Обеспечьте ребенку достаточное количество небольших предметов для развития мелкой моторики кисти рук. Внимание! Предметы диаметром менее 5 см опасны.
11-12 месяцев
Движение: быстро ползает, стоит, идет!
  • Поощряйте попытки ребенка ходить, но не огорчайтесь, если снова ничего не вышло. Маните малыша к себе с близкого расстояния или протягивайте ему интересную игрушку.
  • Прекрасное упражнение – ходьба вдоль диванов.
  • Развивается координация движений, ребенок любит вкладывать один предмет в другой.
Игры этого возраста.
  • Предложите малышу коробку, и он с радостью будет наполнять ее более мелкими предметами и опорожнять снова.
  • Кастрюли, пластиковые кухонные контейнеры и прочая безопасная утварь – любимые игрушки годовалых детей.
  • Набирать воду в чашку и снова выливать ее – великолепное развлечение не только во время купания.
  • Стучать, бросать и шуметь.
  • Посадите ребенка в большую корзину и набросайте туда полотенца, детскую одежонку, носки. Малыш с удовольствием будет выбрасывать имущество. Затем вытащите и его самого и покажите, как складывать предметы обратно.
  • Пойте игровые песенки или предложите ребенку видеокассету с ними.
  • Рассматривайте вместе книжки-малышки, позвольте ребенку листать их самостоятельно.
Общение: стремление к себе подобным.
  • Пожалуй, ближайшие полгода – наилучший возраст для приучения к детскому саду.
  • Дайте малышу возможность общаться со сверстниками и старшими детьми на прогулке или в гостях. Полюбуйтесь, как он старается подражать старшим во всем.
Развитие речи: первые слова, первые поручения, повседневная лексика.
  • Просите малыша выполнить простые действия – принеси, дай, положи и т.д.
  • Учите его подражать голосам животных: «мяу», «ав-ав», «и-го-го».
  • Поощряйте попытки малыша назвать предметы, даже если ему удается произнести только первый слог названия.
  • Видео и песенки становятся хорошим помощником мамы годовалого малыша.
  • Говорите простым, ясным и доступным ребенку языком.
Заказать обратный звонок
Задать вопрос